14 сент. 2015 г.

Рекомендую почитать: Дэвид Буркус «Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи»

Считаете ли вы себя человеком творческим? Я вот обычно отвечаю на этот вопрос – нет. И, наверное, пора уже с этой самокритикой завязывать. Я ведь рисую и пишу. Да, пусть не так хорошо, как люди, которые учились этому годами в специальных заведениях. Но не так уж и плохо – если мои статьи читают, а картинки – покупают.

Тем не менее я всегда с жадностью берусь за чтение книг, где рассказывается, что гениями не рождаются, а становятся. Особенно если рассказывается убедительно. Ведь так хочется в это верить!

«Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи» – одна из таких книг. В ней мифы о творчестве и креативности разбиваются ну очень убедительно. На днях перечитала ее второй раз. И решила поделиться с вами основными моментами.



Но сначала…

Об авторе

Дэвид Буркус – профессор менеджмента в Oral Roberts University, основатель и ведущий подкаста о лидерстве, инновациях и стратегии LDRLB. Темы инноваций и креативности увлекают Дэвида настолько, что он сделал миссией своей жизни их исследование, поиск интересных идей и трансляцию их широкой публике.

Помимо подкаста Дэвид регулярно делится своими исследованиями в статьях для таких изданий, как Harvard Business Review, Forbes, PsychologyToday и 99U. Выступает с лекциями в компаниях, школах, университетах и на конференциях.

О книге

Основной момент на самом деле в книге – следующий:

Для того чтобы креативный процесс в нашем мозгу случился, необходимо четыре фактора. Именно на стыке этих факторов и происходит плодотворная творческая работа:

• Навыки в конкретной области

Ведь глупо ожидать, что напишешь бестселлер или нарисуешь гениальную картину, если до этого не написал ни строчки или ни разу не брал кисти в руки. Чтобы создать что-то в определенной области, нужны навыки в этой сфере. Радует, что в современных условиях практически любые навыки можно получать и улучшать. Но этого далеко не достаточно.

• Навыки творческого мышления

Творческое мышление помогает человеку подойти к задаче с разных сторон и выработать необходимое решение, это способность объединять идеи и находить новые комбинации. И это тоже навык. Есть множество упражнений, направленных на его развитие. Одно из таких упражнений я описывала в статье «Про блокнотик с идеями». Узнала про него из книги Джеймса Алтучера “Choose Yourself”.

• Мотивация для решения задачи

Ни навыки в конкретной области, ни навыки творческого мышления не помогут, если у нас нет мотивации для решения задачи. Про мотивацию написано немало, в том числе и в книге Дэвида Буркуса. Недостаток мотивации в том, что субстанция эта довольно зыбкая. Может быстро испариться. Именно поэтому мотивацию надо поддерживать. И это тоже определенный навык, которому можно научиться.

• Социальные условия

Мы все находимся в определенной среде, и она влияет на нас сильнее, чем мы можем представить. Окружающие могут положительно и отрицательно влиять на наше творческое самовыражение. Хорошо, что в современном мире у нас есть возможность выбрать для себя соответствующее задаче и интересам окружение.

Я тут подумала, что наши рисовательные марафоны очень даже совмещают в себе эти четыре фактора: тут тебе и возможность развить навыки в области микростокового рисования, и упражнения на развитие творческого мышления, и мотивация пройти марафон до конца, и окружение единомышленников :)

Но вернемся к книге.

О мифах

Обычно, видя результат – переворачивающее сознание открытие, произведение искусства, инновационное изобретение – и не зная процесса его получения, мы списываем все на гениальность отдельных личностей, озарение свыше, вдохновение. Ведь всем нравятся красивые сказки.


«Мифы о творчестве, как и все другие, полезны для того, чтобы успокоить себя. Ведь они вроде бы объясняют мир и креативность – и даже если эти толкования несовершенны, лучше уж принимать их, чем пожимать плечами и признавать свою беспомощность. Однако, как и в случае со многими другими мифами, если цепляться за них слишком упорно, правильно воспринимать реальность не получится. Какими бы полезными они ни казались, упрямая вера вопреки доказательствам обратного не дает нам реализовать свой творческий потенциал».


Дэвид Буркус посвятил несколько лет изучению деятельности ученых, инженеров, компаний настоящего и прошлого, которым лучше всего удавался инновационный процесс. В результате чего и появилась книга, развеивающая мифы об одиноком творце, об оригинальности, озарениях и множество других мифов, окружающих творческую деятельность.

Так, например, в главе «Миф об озарении», а также в биографии Уильяма Стьюкли «Воспоминания о жизни Ньютона» описывается история, где оба ученых сидели после ужина в яблоневом саду и пили чай. С дерева сорвалось яблоко, что навело их на разговор о гравитации. Опубликовал Ньютон свою теорию всемирного тяготения уже много лет спустя. Сменило же свою траекторию вопреки всем законам гравитации и «упало» на голову Ньютону яблоко с легкой руки французского философа, прозаика и сатирика – Вольтера.

Интересное исследование, проведенное группой ученых-нейробиологов под руководством Хикару Такэути, описывается в главе «Миф об оригинальности». Если говорить простым языком, то наш мозг состоит из ткани двух типов: серое вещество и белое вещество. В сером веществе хранится информация. Это то, о чем мы думаем. Белое вещество – соединительная ткань, передающая электрические импульсы по всему мозгу. Оно является проводником, объединяющим разные данные. То есть это то, как мы думаем.

Так вот испытуемые по результатам прохождения общепринятых тестов на креативность были разделены на творческих и нетворческих людей. Затем с помощью МРТ и диффузионно-тензорной томографии сделали карту мозга каждого участника, демонстрирующую соотношение белого и серого веществ. Удивительно, но оказалось, что у людей творческих было значительно больше белого вещества! То есть их мозги оказались лучше «оборудованы» для объединения идей, областей мозга и составления творческих комбинаций!

Оставался вопрос – высокий уровень творческих способностей был результатом такой структуры мозга или структура мозга формировалась по мере того, как эти люди развивали свою креативность?

Последующие исследования Такэути еще более интересны – они показали, что специальные тренировки на развитие креативного мышления позволяют нарастить связи из белого вещества в мозгу!

В той же главе автор неплохо так проходится по авторскому праву. Настолько неплохо, что у меня, как у человека, благодаря этому авторскому праву зарабатывающему на жизнь, это вызывает некоторый диссонанс. На этот счет я решила отписаться отдельно в ЖЖ: Про идеи и авторское право.

Присоединяйтесь к дискуссии :)

А вообще в книге очень много интересных историй, основанных на исторических данных, а не на мифах. С одной стороны, немного грустно смотреть, что рассыпаются, соприкасаясь с фактами и историями очевидцев, как карточные домики, красивые рассказы про Ньютона и его яблоко, Эдисона и 10 000 попыток подобрать нить для лампы накаливания и другие мифы об известных гениях. Но с другой стороны – крепнет уверенность, что великие открытия, изобретения, произведения искусства не просто посылаются свыше избранным гениям; что таким гением при желании, упорной работе и правильно созданных обстоятельствах может быть каждый из нас.

В общем – советую почитать.

А вы верите, что креативность можно развить, или вам больше нравятся истории про муз, несущих вдохновение?


Анна Волкова
Читать дальше...


Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



 

Постоянные читатели

Яндекс.Метрика

Большая коллекция уроков Adobe Illustrator вконтакте

Записки микростокового иллюстратора Copyright © 2009-2018