8 янв. 2018 г.

Как проверить цель

Во время марафонов и курсов мы ставим цели. Зачем? Чтобы понимать, ради чего всё это было затеяно. Ради чего выполнять задания, ради чего рисовать каждый день и каждую неделю писать отчёты.

Если цель поставлена правильно, если она настоящая, ваша, основанная на ваших глубинных ценностях, а не навязанная кем-то другим, то она будет зажигать. Из неё можно будет черпать энергию для движения вперёд.

Как понять, что цель ваша и стОит того, чтобы вкладывать силы в её достижение? Есть много методов. В этой статье мы рассмотрим пять методов, которые мне в разное время и на разных целях получилось испробовать.

5 Whys (5 «почему»)

Начнём, пожалуй, с техники 5 Whys (5 «почему»), автором которой является Сакити Тоёда – японский предприниматель и изобретатель. Первоначально техника применялась для решения производственных проблем через поиск первопричины. Использовалась в Toyota как часть производственного процесса.

Со временем техника получила развитие. И в компании Semco (а затем и в других компаниях и областях) принцип 5 Whys стали использовать для выбора целей и принятия решений.

Суть метода состоит в том, чтобы пять раз задать себе в отношении цели вопрос «Почему?». Первым может быть вопрос: «Почему я хочу этого достичь?» – и каждый следующий вопрос задаётся к полученному ответу. Считается, что пяти подобных вопросов достаточно, чтобы докопаться до сути – до первопричины, которая лежит в основе желания идти именно к этой цели. Если «откопанная» первопричина вас устраивает, она соотносится с вашими жизненными ценностями и именно достижение этой цели приведёт вас к желаемому наилучшим образом, то – есть смысл с целью работать.

Следующие два метода проверки цели также основаны на технике 5 Whys.

«Чтобычтотор» Максима Дорофеева

В связи с новыми семейными обстоятельствами в виде пухлощёкого малыша прошлой осенью я озаботилась поиском новой системы организации и планирования дел. Старые как-то перестали функционировать в новых реалиях. Благодаря Елене Крыловой наткнулась на Максима Дорофеева с его «Джедайской техникой». Установила программу Maxdone, перенесла в неё все задачи, разбросанные прежде по разным приложениям и блокнотам, и в поисках подробных инструкций стала смотреть семинары Максима. В одном из них и наткнулась на «Чтобычтотор» :) Наверное, слишком непонятно будет этот метод пытаться объяснить, тут лучше наглядность. Посмотрите, что говорит и показывает сам Максим (с 1.13 минуты).



Рассмотрим на примере Елены. Допустим, она ставит перед собой цель освоить леттеринг и уже ответила себе на вопросы, как этого достичь. Составила план: купить брашпены, изучить видеокурс, прочесть соответствующую литературу, «набить» руку. А теперь давайте пропустим эту цель через «Чтобычтотор»

Первый шаг: «Чтобы что?» Нужно ответить себе на вопрос: «Для чего я хочу изучить леттеринг?». Иными словами, надо понять, какие возможности появятся, если изучить леттеринг. Каков ожидаемый результат. Лена в нашем примере хочет освоить леттеринг, чтобы открыть магазины на различных принтшопах. Леттеринг на принтшопах очень востребован.

Второй шаг: «А то?..» Что будет, если она не откроет магазины на принтшопах? Возможно, что её творчество будет развиваться в тех же направлениях, что и раньше. Не будет ничего нового, непривычного, интересного. Не появится дополнительного источника доходов.

Третий шаг: «И что?» Она будет рисовать на прежние темы. Не появится у неё новой информации, не прослывёт она среди коллег активными творческим человеком. Не станет зарабатывать больше. Так ли это страшно? Нет, но перспектива не сильно привлекательная. От идеи с принтшопами Лене не хочется отказываться.

Четвертый шаг («Как еще?»). Лена действительно хочет начать продавать товары на принтшопах. А как ещё можно создавать «продающий» дизайн на принтшопе? Леттеринг востребован, но стоит вспомнить и другие направления, которые её заинтересовали в последнее время. Может быть, есть смысл обратить внимание на такие темы, как «зендудлы» или «раскраски для взрослых»? Не лучше ли будет, если она станет изучать вместо леттеринга зендудлинг?

Пятый шаг: «Ну и что?» В заключение нужно представить себе, что Лена это сделала – открыла несколько магазинов на различных принтшопах. А что в итоге? Допустим, увеличился её доход. Что ещё? Творчество Лены стало более разнообразным, и теперь она рисует не только на компьютере, но и от руки, живыми материалами. Но стало оставаться меньше свободного времени. Пришлось потратить большую сумму на приобретение художественных материалов.

Как видно, благодаря этой схеме можно поднять те вопросы, которые не казались раньше очевидными. Этот метод позволит взвесить все «за» и «против» и, возможно, натолкнёт на новые идеи, укрепит в желании двигаться к цели или наоборот заставит передумать и рассмотреть другие варианты.

«Зачем и почему» Армена Петросяна

С этим методом я познакомилась на стодневке Армена Петросяна. По сути, это Армен со своими стодневками показал мне, как важен этап проверки целей в планировании. Сейчас, как никогда, я не могу позволить себе тратить время на цели надуманные и навязанные. В стодневках он предлагает проверять цели, задавая себе два вопроса: «Зачем?» и «Почему?». Многие, как ни странно, путают эти вопросы, хотя на самом деле они совсем разные.

Вопрос «Почему?» берёт свое начало в прошлом. По сути, это ответ на вопросы «что вас не устраивает?» и «от чего вы хотите уйти?». Почему решили двигаться к своей цели?

Вопрос «Зачем?» отправляет вас в желаемое будущее. Помогает понять, к чему вы хотите прийти. Помогает создать картинку, мысли о которой помогут вам и облегчат движение к цели.

Не менее 5 раз ответьте себе письменно на вопрос: «Почему я хочу достичь этой цели?» А затем не менее 5 раз ответьте на вопрос: «Зачем я хочу достичь этой цели?»

Совет лично от меня: отвечая на вопросы, постарайтесь сосредоточиться на ощущениях – у вас есть четкое понимание, почему вы поставили себе такую цель и зачем хотите её добиться? Вы предвкушаете и с нетерпением ждёте возможности начать движение к своей цели? Или в ответах как будто уговариваете себя, что эта цель вам нужна?

В результате упражнения у вас должен появиться список причин минимум из 10 пунктов. Перечитайте свои ответы – что обещают они вам? То ли это, чего вы действительно хотите?

Так недавно я проверяла с помощью этого метода 3 своих личных целей. Оказалось, что достижение первой цели потешило бы моё самолюбие, второй – немного улучшило материальное положение. А вот третья цель обещала радость, ощущение наполненности и самореализации, как в процессе достижения, так и в результате. Естественно, в результате этого упражнения я выбрала её.

Декартовы вопросы

Ну и напоследок рассмотрим ещё один метод – «Декартовы вопросы». Его очень любят использовать для проверки целей тренеры на тренингах по личностному росту.



Декартовы вопросы в классическом варианте звучат так:

– Что случится, если я сделаю это?

– Что не случится, если я сделаю это?

– Что случится, если я не сделаю этого?

– Что не случится, если я не сделаю этого?

Возьмите лист бумаги, разделите его на 4 части, в каждой из частей напишите соответствующий вопрос и начните отвечать. Возьмём для примера такую гипотетическую цель: «Заняться фотографией».

Перед тем как отвечать на первый вопрос «Что случится, если я займусь фотографией?», нужно как можно более чётко представить себе, какой станет ваша жизнь, если вы сделаете это. Что хорошего произойдёт? Может быть, что-то изменится в худшую сторону? Среди ответов могут быть, например, такие:

- «У меня появится ещё один источник дохода»;

- «Я смогу продавать на стоках не только иллюстрации, но и свои снимки»;

- «У меня появится лишний повод выйти на улицу, ведь я смогу сделать несколько новых фотографий»;

- «Я смогу воплотить многие творческие задумки, до которых раньше не доходили руки»;

- «Мой супруг станет обижаться, что я мало времени провожу с детьми».

Второй вопрос будет звучать так: «Что не случится, если я займусь фотографией?». Подумаем, чего можно лишиться или, наоборот, чего удастся избежать, если заняться фотографией. Нужно понимать, что отрицание в данном случае тоже может носить как негативный, так и позитивный характер. Стоит хорошенько поразмыслить, какие преимущества имеются в текущем положении дел.

Так, в нашем примере:

- «Мне придётся отложить в сторону занятия зентанглом, потому что на них не будет оставаться времени»;

- «Я не буду больше платить другим людям за семейные фотосессии или за снимки ребёнка в детском саду, потому что научусь это делать самостоятельно».

Ответив на этот вопрос, можно перейти к следующему: «Что случится, если я не займусь фотографией?». И снова нужно рассмотреть все плюсы и минусы. Ведь в текущем моменте можно отыскать как хорошее, так и плохое:

- «У меня будет время, чтобы перед сном смотреть мой любимый сериал»;

- «Я смогу много времени уделять изучению уроков по Adobe Illustrator»;

- «Мой муж будет постоянно напоминать, что он подарил мне дорогой фотоаппарат, потому что у меня были планы серьёзно заняться фотографией, а я так и не начала фотографировать до сих пор»;

- «Моя работа будет однообразной, всё время я буду проводить за компьютером».

И, наконец, последний вопрос может показаться самым сложным: «Что не случится, если я не займусь фотографией?».

- «Я не смогу реализовать весь свой творческий потенциал»;

- «Я не смогу гордиться собой в полной мере»;

- «Я не получу источник дополнительного заработка»;

- «Меня не перестанет уважать супруг»;

- «Мир не рухнет».

Теперь можно взглянуть на всю картинку в целом и решить – является ли цель «Заняться фотографией» на данный момент актуальной и приоритетной.

Проверка телом

Про этот способ проверки целей я узнала из книги Татьяны Мужицкой «Теория невероятности». Мне кажется, что особенно он зайдет иррационалам :)

Татьяна не только автор нескольких книг, но еще и психолог и тренер. Вот именно на её авторском тренинге «Зеркало» цели проходят проверку телом!

Тело не обманешь. В теле всегда все понятно. Для проверки цели (направления/проекта) этим способом совершенно необязательно входить в какое-то суперсостояние. Нужно просто сосредоточится на формулировке цели и постараться прислушаться к себе. Думая про свою цель, достаточно почувствовать даже на микроуровне: вы сужаетесь, сжимаетесь или расширяетесь? А если немного улучшить формулировку, добавив в конце «ЛЕГКО и РАДОСТНО»?

Если даже в этом случае чувствуете, что при мысли о цели вас начинает сдавливать и сжимать, то стоит подумать – действительно ли нужно идти в этом направлении. Может, сейчас для этого еще не достаточно навыков, энергии и стоит поработать над этим? А, может, это вообще ни в какую не ваша, а навязанная цель? Если же это часть процесса, от которой никак не отказаться – еще раз подумайте о делегировании или партнерстве.

Если же при мысли о цели вы даже на минимальном уровне чувствуете в теле положительный отклик, тогда – вперед!

Ну что, мы рассмотрели с вами пять методов проверки целей. Вы можете выбрать один из них для проверки своих целей, а можете попробовать и все методы. Нам важен результат. В конце должны остаться только те цели, которые для вас действительно важны, в достижение которых вы готовы вкладывать силы и время, мысль о которых у вас вызывает энтузиазм и желание поскорее начать!

Анна Волкова
Читать дальше...


Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



0 коммент.:

Отправить комментарий

Для тех, кто хочет оставить комментарий, но не знает как:

- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL. Все-таки приятнее общаться с человеком, чем с Анонимом
- Напишите своё имя, строчку URL можете оставить пустой, а можете добавить ссылку на свой блог или профиль в соц. сети
- Нажмите "Продолжить"
- Напишите все, что хотели написать!
- Нажмите "Публикация"

Будьте терпеливы, комментарии отображаются в блоге только после модерации.

 

Постоянные читатели

Яндекс.Метрика

Большая коллекция уроков Adobe Illustrator вконтакте

Записки микростокового иллюстратора Copyright © 2009-2018