19 авг. 2010 г.

Клиенты из ада, или Почему я не работаю напрямую с заказчиками


Меня периодически спрашивают, рисую ли я логотопы, иконки или какие-либо другие виды иллюстраций на заказ. На что я категорически отвечаю: «Нет!».


Почему? Просто потому, что однажды решила, что не могу больше ни под кого подстраиваться и никому угождать. Несколько лет я проработала в небольшом издательстве. Не в качестве дизайнера, а в качестве человека, балансирующего между заказчиками, дизайнерами и учредителями компании. Встречались и замечательные заказчики, и нейтральные, и просто ужасные. И глупо было бы верить, что заказчики в сети Интернет только замечательные :)

Знаете, есть такой популярный среди англоязычных дизайнеров сайт Clients From Hell («Клиенты из ада»). Дизайнеры, программисты и иллюстраторы выкладывают на этом сайте свои реальные истории общения с заказчиками. Вот примерный перевод некоторых случаев:

Клиент прислал дизайнеру несколько сложных логотипов в формате JPEG, чтобы тот перевел их вектор.

Клиент: «Что вы так долго возитесь? Если бы я знал, что это займет у вас так много времени, я бы сделал это сам!»

Дизайнер: «Чтобы перевести логотипы в вектор, нужно время, потому что – »

Клиент: «Время?! Чтобы переименовать файлы из *.jpg в *.eps, нужно время?!»

ХХХ

Клиент: «Я хочу сайт наподобие Facebook. И даже не пытайтесь задирать цены, я точно знаю, что Facebook бесплатный».

ХХХ

Клиент: «Иногда курсор на нашем сайте выглядит, как стандартная стрелочка, а иногда, как рука».

Дизайнер: «Да, рука появляется, когда вы наводите мышкой на ссылку»

Клиент: «Хорошо, мы тут с коллегами обсудили это и решили, что хотим, чтобы курсор всегда выглядел, как рука»

ХХХ

Клиент: «Я не хочу печатать свою брошюру в формате CMYK, потому что это дороже и на один цвет больше чем в RGB, поэтому печатайте в RGB и дайте мне скидку».

ХХХ

Дизайнер: «Было бы здорово, если бы вы прислали мне чек или перечислили деньги через PayPal».

Клиент: «Вы знаете, я не доверяю PayPal и не думаю, что стоит посылать денежный чек по почте. Может, приедете за ним сами?»

Дизайнер: «Я живу в другом штате, и дорога займет 12 часов…»

Клиент: «Вот и отлично! Жду вас завтра!»

ХХХ

Клиент: «Сколько будет стоить твоя работа?»

Дизайнер: «40$ в час».

Клиент: «Как я узнаю, что ты не добавил мне в счет лишние часы?»

Дизайнер: «Если вы хотите точных доказательств, то можете приехать и поприсутствовать».

Клиент: «Ну уж нет, умник. Позвонишь мне, когда начнешь, когда будешь делать перерывы и когда закончишь. Я засеку время».

ХХХ

Клиент: «Да, вы сделали все, что мы просили, но не то, что мы хотели!»

ХХХ

Клиент: «Мы больше не нуждаемся в ваших услугах. Мы только что купили InDesign и двухчасовой семинар по работе с ним. Так что теперь будем делать дизайн сами. Вы не возражаете, если мы будем звонить вам время от времени, чтобы задавать дурацкие вопросы?»

ХХХ

Дизайнер: «Как и договаривались, с вас 210$».

Клиент: «Я решил, что заплачу вам меньше».

Дизайнер: «Мы же обговаривали с вами цену до начала работы».

Клиент: «Да, но все равно решил, что заплачу вам меньше».

ХХХ

Дизайнер: «Вы просрочили оплату по счету на 90 дней!»

Клиент:
«Мы заплатим вам, когда наш клиент заплатит нам. Прекратите требовать у нас деньги! Мы не банк!»

ХХХ

Клиент: «Можете ли вы работать в полсилы над моим проектом, чтобы я мог заплатить вам половину цены?»

ХХХ

Клиент: «У нас создалось такое впечатление, что каждый раз, когда вы делаете для нас какую-то работу, вы хотите чтобы мы за нее заплатили!»


Ну что тут еще скажешь? :)

Я очень рада, что есть такая вещь, как микростоки и фотобанки. Микростоки дают стабильный доход и не треплют нервы. Я точно знаю, что мне выплатят деньги в срок, и сама решаю, что и как рисовать. Хорошее настроение и самочувствие мне почему-то намного важнее, чем возможные гонорары от частных заказчиков.

Это лично моя позиция и даже, можно сказать, мой недостаток, но с этим недостатком я бороться не буду.

Возможно, я не права, ведь, как говорится, сквозь тернии к звездам, но, может быть, можно как-то и без терний обойтись:)

А вы что скажете? Случались у вас клиенты из ада?

Анна Волкова
Читать дальше...


Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



32 комментария:

  1. у нас однажды клиент отказался принять съемочный постановочный рекламный видеоролик потому что (цитирую) - Муж нашей бухгалтерши сказал, что этот ролик полное говно!
    и это не шутка..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Меня смутило одно. ЗАЧЕМ?! работать с клиентами - ГОБЛИНАМИ?!
      1. Описанные ситуации бывают с клиентами - мелкими, малобюджетными, жлобскими компаниями.
      2. А при работа с ЦИВИЛИЗОВАННЫМИ, системными, структурными фирмами - такого НЕ бывает:-)

      Удалить
    2. Татьяна, всякое бывает...

      Удалить
  2. Бывает:)

    У меня была одна идеальная клиентка, которая была в восторге от всей продукции, пока не начала советоваться с мужем...

    ОтветитьУдалить
  3. А...и еще одну клиентку я потеряла после того, как она перестала лично заниматься рекламой и перепоручила это дело своему бухгалтеру.

    ОтветитьУдалить
  4. да! я раз подала в суд на клиента задолжавшего мне около пол тыщи английских фунтов. они подали встречный иск на 5 тыщ тоже фунтов, сфабриковав дело что я довела до увольнения сотрудницу которую я в глаза не видела и тем самым причинила кучу ущерба но так и быть они типа добрые и хотят только 5 тыщ. я нашла ее через фейсбук, она мне выслала свидетельские показания в мою пользу и они проиграли и расчитались плюс я взяла с них пару сотен компенсации и проценты. но нервов потрепали, свят, свят: http://marinasokolova.com/2010/04/update-on-my-small-claim.html

    ОтветитьУдалить
  5. Точно-точно! Я же еще про суды забыла! Правда дальше угроз дело никогда не заходило...

    ОтветитьУдалить
  6. Статья офигенная,посмеялся :) а я то думал что дизайнер это тихая и спокойная профессия О_о

    ОтветитьУдалить
  7. О! Всеми руками - за! Микростоки - великая вещь, которая освобождает от необходимости общаться с клиентами.

    ОтветитьУдалить
  8. И смешно и грустно, но лучше все-таки посмеяться и сразу забыть плохом.

    ОтветитьУдалить
  9. “О вкусах не спорят… а ругаются, угрожают и судятся” :)

    Думаю, главная проблема с клиентами, которые не знают чего хотят. Отлично сформулировано «Да, вы сделали все, что мы просили, но не то, что мы хотели!». Иногда стоит с удовольствием отказать такому клиенту и не мучиться.

    От проблем с деньгами застраховать себя гораздо проще. Составлением ТЗ, предоплатой перед работой и выдачей заказчику только превью, пока он не оплатит всё полностью.

    Не обязательно радикально отказываться от всех заказчиков в пользу фотостоков или соглашаться на все заказы. Можно соблюдать баланс.

    ОтветитьУдалить
  10. Все равно часто идешь на уступки, когда заказов нет, не всегда получается соблюдать баланс, когда баланс на счету отрицательный

    ОтветитьУдалить
  11. Ахаха... это скорее анекдоты на эту тему :)

    ОтветитьУдалить
  12. Анекдоты, да только из реальной жизни!

    ОтветитьУдалить
  13. Это типа стереотип. Мол сидиш за компом, чето там рисуеш, а я должен тебе за это еще и не хилые бабосы платить. Попробовали бы они так посидеть.

    ОтветитьУдалить
  14. Хм но клиент же не фантиками платит и он тоже затратил время на то чтобы эти деньги заработать. Это как то однобоко есть и неадекватные заказчики и есть неадекватные исполнители . Просто если я заказываю сайт то после выполнения задания я не заказываю новый у другого человека , а дизайнеры постоянно общаются с новыми людьми поэтому соотношение дурней больше. Но лично у меня после работы с исполнителями моего заказа остался в основном негатив, так как люди рассказывают одно , а получается другое не смотря на наличие ТЗ , но если бы его не было мы бы и такой результат не получили)). Поэтому не надо всех под одну гребенку .

    ОтветитьУдалить
  15. А никто и не гребет под одну гребенку:)
    Ведь статья начинается с того, что есть и замечательные заказчики, и нейтральные, и просто ужасные. К дизайнерам, кстати, эта классификация тоже относится!

    ОтветитьУдалить
  16. Анна, вы молодец - ушли от стереотипов о том, что нужно "прогибаться" под мир, пусть лучше это делают другие. Хороший пример, но, кажется, новеньким в этом деле будет трудно поймать сразу же ту волну и уловить те тенденции, которые сейчас актуальны. Изначально человек бросается во все тяжкие, чтобы угодить первым (и немногочисленным) клиентам, а только потом сам может диктовать какие-то свои правила.

    ОтветитьУдалить
  17. Светлана, конечно, сначала нужно наработать опыт, а потом уже ворочать носом :)

    Я слышала не мало историй и со стороны клиентов о неопытных дизайнерах, гнущих пальцы и цены.

    ОтветитьУдалить
  18. Только менеджеров я ненавижу больше дизайнеров

    ОтветитьУдалить
  19. Да, работа с людьми - это на 90% феерия, в любой отрасли ) Почитала подборку... блин, и взрослые же люди!

    ОтветитьУдалить
  20. Полностью согласна, что работа с людьми - это непредсказуемо......
    А работа с дизайнерами - тем более. Я как заказчик вижу, что многие не имеют навыков работы в программах, не то, чтобы пользоваться карандашом. Дизайнер в первую очередь должен быть художником, представлять, фантазировать, потом уже переводить в eps. А получается, что при наличии техзадания я получаю не то, что хочу..... Да, действительно, и для меня как для заказчика самый простой вариант купить на микростоке и доработать под себя. Сейчас как раз этим и занимаюсь. Покупаю на стоке и отдаю "в работу" этим "полупрофи".

    ОтветитьУдалить
  21. Да, дизайнеры тоже бывают еще те творцы. Так как я несколько лет работала рука об рука с реально профессионалами в своем деле, которые могут и быстро и качественно и креативно, то потом меня иногда просто вводили в ступор некоторые индивидуумы, которые колупались по несколько часов над какой-нибудь банальной визиткой, еще и за почасовую оплату. Потом еще обижаются, мол, я столько времени потратил на работу, а вы не хотите ее достойно оплатить. Ну так кто виноват, что он не умеет работать быстро, кроме него самого?

    ОтветитьУдалить
  22. Однажды, непреоделимое желание заработать денег побудило к регистрации на сайте " Free-lance.ru " и буквально через недельку мне написали, с просьбой переделать устаревшую "рекламную афишу" или как это назвать не знаю.. ))
    Был довольно приятный молодой человек, обо всем договорились, кроме сроков, так как это для него было дело второстепенной важности. А я, как ответственная личность, в первые же минуты, принялась за работу.
    Все-таки первое дело .. :) Нарисовала, пишу - молчит. Потом и вовсе пропал из онлайна ( общались по аське) А потом через недельки 2 написал, и говорит, мол простите, был в командировке, все сделали без моего ведома. Уже ни в чем не нуждаюсь. :(
    Теперь поняла, что в таких случаях стоит требовать предоплату))) ...

    ОтветитьУдалить
  23. Замечательная подборка смешных историй!
    Есть несколько даже поучительных...

    ОтветитьУдалить
  24. Анна, жму руку и завидую ( в хорошем смысле). Я вот настрадалась от неадекватных как работодателей ( "у нас все работают в кореле русифицированном, никому ваш иллюстратор не нужен!", "что это вы в офис без каблуков ходите и ненакрашенная?") так и от заказчиков, заставляющих по сто раз что-то переделывать, а в итоге забывающих о том, что им оно вообще нужно. А ведь тебе надо что-то кушать. В итоге проанализировав свою жизнь проняла: проблемы со здоровьем как раз от нервов. Закупаюсь планшетом и буду пробиваться на стоки.

    ОтветитьУдалить
  25. Очень актуальная для меня статья!!! А я думала,что это я просто нытик))))Я работаю дизайнером в мебельной фирме и ОЧЕНЬ устала от неадекватных заказчиков,которых в последнее время уж очень стало много. Я на стоках новичок,только пару дней назад прошла экзамен на шаттаре и мечтаю когда-нибудь уволиться. Надеюсь,что когда-нибудь смогу как вы зарабатывать только на стоках, ведь хорошее настроение и неиспорченные нервы ни за какие деньги не купишь! Ваша статья очень мотивирует и СПАСИБО ВАМ за это)))

    ОтветитьУдалить
  26. Привет! Прикольная тема))) У меня на фрилансах больше смешных попадалось, чем мозговыносных, а вот весь ад я повидала в течение 4-х месяцев, проведенных в рекл. аг-стве. И да, раздражало дико, тк денег мало, а сидеть надо до ночи из-за идиотизмов заказчиков. Самые ахтунговые у меня были, пожалуй, дама, которая отдавала на верстку текст с правкой в виде белого шрифта вместо удаления (и так по всему тексту, соответственно, на верстке абракадабра получалась бессвязная))), и еще мужик был, который измерил размер макета линейкой на экране и сдал эти размеры в типографию))) А Вы молодец, что хорошо рисуете :)

    ОтветитьУдалить
  27. Отличная статья!
    Правда я немного работаю под заказ, это дает возможность отвлечься и заняться временно заказным проектом ну и деньги нормальные. За логотип прошу сразу 300 долларов или досвидания. Кто-то соглашается кто-то нет. Была одна заказчица которой все что я делал нравилось без вопросов, платила вперед и даже больше чем надо))) Но бывали у нее конечно и моменты когда она советовалась с кем-то и тогда работа затягивалась. Но это было редко. До сих пор сотрудничаю с ней. Мой совет, не тратьте время на неприятных людей. Не старайтесь затащить клиента обещаниями что все ему понравится, все будет супер... Сразу называйте сумму за которую вы бы стали работать, не минимальную а реальную сумму и + свои условия. И не бойтесь что сбежит, сбежит, значит не ваш клиент, ваш клиент останется и будет благодарен!

    ОтветитьУдалить

Для тех, кто хочет оставить комментарий, но не знает как:

- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL. Все-таки приятнее общаться с человеком, чем с Анонимом
- Напишите своё имя, строчку URL можете оставить пустой, а можете добавить ссылку на свой блог или профиль в соц. сети
- Нажмите "Продолжить"
- Напишите все, что хотели написать!
- Нажмите "Публикация"

Будьте терпеливы, комментарии отображаются в блоге только после модерации.

 

Постоянные читатели

Яндекс.Метрика

Большая коллекция уроков Adobe Illustrator вконтакте

Записки микростокового иллюстратора Copyright © 2009-2018