Итак, если все готовы отлетать по бутылочкам, то передаю Дарье слово :)
Рома попросил меня сделать урок о том, как я рисую вот такие бутылочки. Сегодня я нарисую похожую и буду параллельно рассказывать. Урок, думаю, рассчитан на продвинутых художников и знатоков Иллюстратора.
Часто работа начинается с карандашного наброска. В этот раз скетч любезно предоставила моя коллега Алина. Спасибо ей :)
Первым делом я создаю темный фон, чтобы все стеклянные блики эффектно на нем смотрелись.
Дальше я создаю форму будущей бутылочки. Совет: старайтесь обойтись минимальным количеством узлов, когда рисуете форму. Это удобно для дальнейшего редактирования, и контур будет выглядеть изящнее. Вообще, ставьте узел только там, где без него не обойтись. Остальные удаляйте. Это касается и последствий работы с Pathfinder (в русском варианте: Обработка Контуров).
И, хотя бутылочку я потом положу на бок, ее основную форму логичнее отстраивать строго вертикально, отзеркаливая одну из сторон, чтобы добиться симметрии. В процессе создания формы я неоднократно отрезала половину, зеркалила, получала целое, двигала узлы для достижения более устраивающей меня формы, снова отрезала, снова зеркалила, снова двигала узлы. Это я к тому, что хоть в этапах все выглядит чисто и будто бы "сразу", за этим стоит МНОГО черновой работы. При работе с симметричными объектами в Adobe Illustrator можно пользоваться зеркальными шаблонами, с ними будет быстрее.
Итак, на первом этапе я создала устраивающую меня форму, определила некоторые грани, наметила толщину стенок бутылочки. (Обратите внимание, толщина не везде одинаковая. Большинство стеклянных изделий, что я держала в руках, имели толстое дно). Также задумалась о том, что у граненой пробки где-то должно быть скругление, чтобы она плотно закрывала сосуд. (Как грани будут стыковаться с круглой частью - я задумаюсь потом, когда вложу пробку в горлышко).
Цвет и насыщенность заливки выбраны мной очень приблизительно, только чтобы читалось. Потом все равно все буду перекрашивать.
Следующий шаг - я вдумчиво изучаю толпу референсов:
Личный опыт + изучение рефов дают примерно такие выводы:
- Стекло очень гладкий материал, а значит будет мало полутонов, блики будут очень четкие, с градиентами.
- Будут видны сильные рефлексы от всего, что вокруг.
- Стекло выигрышно смотрится при боковом освещении с двух сторон: при том, что с одной стороны свет будет ярче, с другой - тусклее.
- У стекла ярко видны только грани. Стекло насквозь - прозрачное. Даже если это толща стекла (ножка бокала, дно стакана для виски) - все равно, прозрачное.
Да, что-то из этого очевидно. "Стекло прозрачное, спасибо, Кэп". Но когда рисуешь, надо понимать - где оно прозрачное, где нет. И почему.
Приступаю к созданию объема. А объем виден только при наличии освещения. Мысленно ставлю себе два источника света: 1 - яркий, немножко желтый, справа сверху и немного спереди, 2 - тусклый, фиолетовый, слева снизу, сбоку. Возможно, вам приходилось слышать, что чисто черные, серые, белые цвета редко встречаются в природе. Поэтому стоит добавлять цвет и в серые тона. А если имеешь дело с мультяшной, игровой графикой, стоит добавлять МНОГО цвета, чтобы все выглядело сочным и ярким. Поэтому оба источника света у меня цветные. Плюс, я играю на контрасте, взяв противоположные цвета: фиолетовый и желтый.
Также стоит оговориться: оба источника света у меня абстрактно за пределами рисунка. Поэтому я могу себе позволить одно общее направление для всех лучей одного источника.
Я предпочитаю работать плашками. Это дольше, чем градиентом, зато куда более управляемо. Градиент не дает возможности выстроить форму сложнее, чем просто плоскость, или просто сферу. Я же хочу добиться формы немного сплюснутого спереди и сзади сердечка. Там, где стекло скругляется плавно, я делаю длинные растяжки, там, где у меня крутой бок, границы плашек ставлю почти вплотную.
Держа в голове направление света, я знаю, что самое яркое место будет там, где свет падает на поверхность под прямым углом. Чем больше поверхность отвернута от света, тем меньше его там будет. Помню о том, что свет падает не только на внешнюю часть стекла, но, проходя сквозь стекло, попадает на противоположную стенку с внутренней стороны.
Сначала рисую желтый источник света:
(маленькие пятнышки в дне - это изъяны стекла, царапины, пузырики. С ними смотрится живее.)
Затем противоположный фиолетовый:
(c внутренним горлышком не вожусь, потому что позже все равно все закроется пробкой. Обратите внимание, на верхнюю стенку изнутри светит фиолетовый, а на нижнюю - желтый.)
Напомню: стекло ВСЁ отражает. Поэтому там, где оно не отражает источники света, оно отражает среду. Добавляю плашки абстрактной среды вокруг бутылочки. Потом к этим рефлексам добавятся рефлексы пробки бутылки и ее содержимого.
Теперь настала пора заняться пробкой. Я ее несколько трансформировала. Мне хочется, чтобы она очевидно торчала с обоих сторон.
Обрезаю у пробки лишнее.
С формой пробки я определилась, теперь пора заняться описанием формы объема:
На пробку светят те же источники света, под теми же углами. Но в данном случае я уже имею дело не с округлыми боками колбы, а с ровными гранями.
Когда я рисую, я стараюсь наблюдать и размышлять: откуда падает свет? Что происходит со светом, когда он проходит сквозь материал? Где будет тень?
Самой светлой гранью будет та, которая максимально развернута к источнику света.
Самой яркой будет противоположная задняя грань, потому что это тот же свет, но уже пропущеный через цветное стекло. Степень яркости, конечно, будет зависеть от того, насколько прозрачен этот материал.
Тень - это место, куда не попадает свет. Часть света отразилась, (то есть не прошла дальше в стекло) поэтому непосредственно под светлой гранью будет лежать тень.
Следующим шагом я рисую отражения в стекле пробки и ее падающую тень:
И да, мне нравится добавлять мелкие точечки-пятнышки. Это делает материал более живым.
В итоге у меня вышла такая бутылочка:
Когда бутылочка готова, я добавляю жидкость.
Честно признаюсь: с жидкостью пришлось повозиться. По уму, на поверхность падает все тот же свет. Но я делала всю границу светлой, и у меня это смотрелось очень инородно. Никак не хотело укладываться в общую картину:
И тогда я решила схитрить: это же жидкость? Мало ли как она плещется? Может, она под таким углом, что на нее почти и не светят лучики? Оставила только отражение от блика, этим и успокоилась:
Под конец добавила всяких мелких бликов, свечений, поправила композицию, увеличив и поместив бутылочку в центр картинки. Работу можно считать законченной.
В конце мне хочется сделать несколько важных для меня замечаний:
У меня нет художественного образования. Мои знания - это сведения из интернета, собственные наблюдения, много-много экспериментов и практики.
За каждым внятным этапом кроется МНОГО черновой работы. Когда я что-то пробовала, от чего-то отказывалась, переделывала, сравнивала мало отличающиеся копии - где убедительнее? И еще тонна передвинутых узлов кривых Безье. В сумме, с перерывами на чай, рисование этой бутылочки у меня заняло 3 дня.
Я умею и люблю пользоваться планшетом, но в данной работе я использовала планшет только для поясняющих надписей на картинках. Все остальное нарисовано мышкой.
Спасибо вам большое за интерес к моему уроку.
Chuchilko :)
Специально для блога Записки микростокового иллюстратораЧитать дальше...
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:
Очень красиво у вас получилось и натуралистично! А как это рисовать "плашками"? Есть подробный урок на эту тему?
ОтветитьУдалитьВот - нажми меня
УдалитьКрасота! Но я еще не скоро такое осилю))
ОтветитьУдалитьПросто великолепный урок! Все живо и интересно написано! Наберусь терпения, и, может, повторю! =)
ОтветитьУдалитьБраво! Видно, что работа очень вдумчивая и кропотливая, спасибо вам за этот урок.
ОтветитьУдалитьПотрясающий урок!!! Огромнющее спасибо!!! А если учесть что все это результат самообразования так вообще БОМБА! Спасибо еще раз!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Классный урок! Доступно и понятно) Смутило только слово плашка. Не знала что это(
ОтветитьУдалитьПросто потрясающе! Какая кропотливая работа! Большое спасибо за такой подробный урок!
ОтветитьУдалитьКакой клевый зверик! =)
ОтветитьУдалитьЗа урок, конечно, тоже спасибо. Прямо ностальгия охватила по корелу, там так рисовала. Сейчас-то все как-то больше дудлами балуюсь.
Снимаю шляпу! Для меня нарисовать такое - космос, поэтому стою в сторонке и восхищаюсь!
ОтветитьУдалитьДарья, замечательно!
ОтветитьУдалитьВ этом уроке используются прозрачные градиенты?
ОтветитьУдалитьВопрос про стоки.
Я правильно понимаю? Если создать градиент и назначить на него прозрачность, то на стоках принимают. А если в градиенте вместо одного из цветов использовать прозрачность, то не примут? Или в обоих случаях не примут?
"...Если создать градиент и назначить на него прозрачность, то на стоках принимают..." - Да
Удалить"...А если в градиенте вместо одного из цветов использовать прозрачность, то не примут..." - может появиться растр из-за этого, и тогда не примут.
В данном случае проблема в том, что в 10-й версии иллюстратора нет прозрачности внутри градиентов. А для стоков вектора сохраняют как раз в EPS-10. Поэтому при сохранении в EPS-10 иллюстратор автоматически конвертирует градиенты с прозрачностями в одном из цветов в обычные градиенты, закрытые Opacity Mask, чтобы повторить такой эффект прозрачности. Но не всегда это получается корректно. То есть иногда у иллюстратора нет возможности сделать через маску, и тогда он растрирует объект. Если такое растрирование произошло, то иллюстрацию не примут. Обнаружить растр можно, если закрыть сохранённый файл, и открыть снова. Из-за такой особенности для стоковых иллюстраций не используют градиенты с прозрачностью внутри одного из цветов. Их заменяют на обычные градиенты с режимами наложения. Это уже корректно сохраняется в EPS-10 практически всегда, за редким исключением.
очень круто, идея шикарная
ОтветитьУдалитьно хотелось именно видео урок
Видео уроки у Дарьи тоже есть. Вот тут можно посмотреть - нажми меня
Удалить