Искусство – это кража.
Пабло Пикассо, художник
Давайте поговорим о плагиате. О плагиате, воровстве, заимствовании идей и книге Остина Клеона «Кради как художник». Почему именно об этой книге? Потому что именно ее в последнее время я советую почитать в ответ на вопрос «А что же тогда можно?» после всех моих комментариев на тему «чего нельзя на микростоках». На всякий случай еще раз определимся с этими «нельзя».
Определенно точно нельзя и не поощряется микростоками:
- использовать в своих работах фрагменты чужих работ (это воровство);
- в качестве основы для своих работ использовать чужие фото или иные изображения (это воровство);
- использовать в своих работах чужие шрифты, в лицензии которых не прописано разрешение на коммерческое использование (это воровство);
- использовать в своих работах изображения известных брендов и изображения, защищенные авторским правом (это воровство).
Определенно не стоит, хотя у микростоков и нет четкой позиции по этому вопросу:
- перерисовывать с нуля точь-в-точь чужое изображение (это плагиат);
- перерисовывать с нуля чужое изображение с незначительными изменениями – до 30% (это плагиат). Кто и как, интересно, высчитывает эти проценты;
- загружать на продажу работы, нарисованные по уроку (это плагиат).
Возвращаясь к вопросу: а что же тогда можно? Ведь все давно нарисовано до нас! Очень хорошо границу между воровством и вдохновением описывает в своей книге «Кради как художник» Остин Клеон.
Кто такой Остин Клеон
Что именно можно красть и как это делать правильно, пишет в своей книге Остин Клеон (Austin Kleon). Остин стал известен после публикации в 2010 году своего сборника стихов из газетных статей Newspaper Blackout. Кто не знает – это выглядело примерно вот так:
Примерно.
Сейчас Остин называет себя писателем, который рисует. После первого сборника он опубликовал еще две книги – «Кради как художник» и «Покажи свою работу!». А начинал Остин Клеон свой путь, занимаясь копирайтингом и дизайном. Третьей книги у меня еще нет, поэтому поговорим о второй, тем более что она нам сегодня в тему.
О книге «Кради как художник»
Эта книга является своеобразным компасом для тех, кто немного заблудился в понятиях творчества, вдохновения, плагиата, творческого кризиса и творческого самовыражения.
В книге Остина десять глав и больше тридцати советов. Естественно, не все советы подходят каждому. «Не стесняйтесь: берите то, что хотите, а остальное отбросьте», – говорит автор. Поэтому вернемся для начала к теме воровства в творчестве.
Красть можно и нужно, говорит Остин. Но вот только что красть и как это делать правильно? Вся книга – это один сплошной ответ на этот вопрос. Приведу для наглядности вот эту страничку:
Назовем ее страничкой «Про хорошего и плохого вора»
И так, на всякий случай, внесу ясность: «крадет у многих» – это не значит, что у каждого крадет по иллюстрации. Это значит – пропускает через себя множество иллюстраций, анализирует, что понравилось в каждой конкретной иллюстрации и почему, и в результате создает свою уникальную работу. И не стоит останавливаться на иллюстрациях.
Что особенно понравилось и мои мысли по этому поводу
Понравились мне следующие идеи:
• Зачем копировать своих героев и их стиль? На самом деле вам нужно главное – перенять их способ смотреть на мир.
Нет особого смысла просто поверхностно копировать работы авторов, которые вам нравятся. Нужно перенимать то, что действительно важно, – их образ мыслей, их источники вдохновения. Если просто скопировать работу – без понимания ее истоков – это будет банальный плагиат.
Подумайте, а как это применить к микростокам? Да очень просто! Знаете, в чем секрет успешных микростокеров? Они не перестают учиться. Они постоянно развиваются, вкладывают в свое образование и навыки: постоянно посещают семинары своих кумиров, читают книги о дизайне и эффективной организации рабочего процесса, даже мегаворкшопы и касты других микростокеров не пропускают! В результате в топах микростоков появляются свежие интересные работы и уже потом – тысячи пустых копий.
Выход тут в том, чтобы вместо того, чтобы перерисовывать топы, – узнать побольше о людях, которые в этих топах находятся, и перенять их опыт саморазвития. Это не так сложно, как кажется. Многие из них ведут свои блоги, они есть в твиттере, на фейсбуке (ссылки можно посмотреть в аккаунте автора на Shutterstock).
• Хорошо делайте свою работу
Очень часто творческие люди делают что-то для количества работ в портфолио (микростокеры часто этим грешат), чтобы угодить клиенту, чтобы закончить уже хоть как-то затянувшийся проект, но ведь Остин прав: наши последние работы отражают наш прогресс. Мы настолько хороши в своей сфере деятельности, насколько хороша наша последняя работа. Часто ли вы об этом задумываетесь?
• Будьте хорошими
Благодаря развитию Интернета, мир превратился в большую деревню. Если вы сказали или написали о ком-то что-то плохое, не подумав, – есть очень большая вероятность, что человек об этом узнает. Репутация скандалиста еще никому не сыграла добрую службу. Если честно, вообще не понимаю, зачем тратить свою энергию, оскорбляя других людей.
• Сохраняйте хвалебные отзывы
Очень правильная мысль, кстати. Критики в жизни нам хватает и от посторонних людей, и от себя лично. Причем мы – свои самые большие критики. И можно так в этой критике погрязнуть, что руки опускаются что-то делать. В связи с этим иметь папочку с позитивными отзывами о своей работе, чтобы перечитывать их в сложные моменты, когда вообще перестаешь понимать, зачем ты всем этим занимаешься, – самое то. И смысл вспоминается, и силы появляются, и вдохновение :)
• Не бросайте основную работу
Хоть я и бросила свою работу, чтобы заниматься микростоками и консультированием, но с этим пунктом абсолютно согласна. По крайней мере, создайте себе «подушку безопасности», прежде чем уходить, или стабильный источник дохода от творчества. Ну и насчет дисциплины Остин тоже прав. Когда я работала в офисе – с дисциплиной проблем не было. Теперь вот приходится книжки читать умные об организации рабочих процессов и борьбе с прокрастинацией…
Результаты прочтения
По отношению книгам (художественные книги – исключение) у меня такая политика: если я не вынесла из книги никаких уроков, не опробовала ничего из того, о чем говорится в книге, если книга не смотивировала меня на какие-то действия, значит, время на ее прочтение было потрачено зря. Поэтому расскажу, что лично я уже сделала в процессе и после прочтения книги.
• Завела папку «Украсть»
Теперь в ней каждый день появляется пара десятков понравившихся мне работ. В названии файлов я помечаю, что конкретно мне в работе понравилось: цветовое решение, композиция, шрифт, какой-то элемент, как подана работа и т.д. А потом смотрю на все это и думаю: почему? Почему этот цвет? Почему эта подача? Как я смогу применить это в своих работах?
• Завела инстаграм
На самом деле книга дала финальный толчок. Впервые эта мысль появилась у меня на семинаре Джеффа Магнесса «Тренды в дизайне», потом подруга-флорист хорошо отзывалась о сервисе как об инструменте маркетинга. Но я воспринимаю инстаграм, как источник для папки «украсть» :) А еще – это хороший инструмент, чтобы посмотреть, на кого подписаны те дизайнеры, художники и иллюстраторы, которые мне нравятся. Кто является их источником вдохновения.
• Учусь рисовать
Мои постоянные читатели знают: рисование от руки – это больная тема для меня. Но сейчас я снова взялась за карандаш и каждый день делаю упражнения из книги «You can draw in 30 days». Кстати, результаты можно увидеть в моем инстаграме :)
Это результат следования сразу двум советам Остина Клеона:
- «Учитесь»;
- «Отходите от монитора, работайте с живыми материалами, делайте большую часть работы руками и только на завершающем этапе переносите все в компьютер».
• Настроила Google Alert
В запросах выставила свое имя и название блога. Теперь, если где-то кто-то меня упоминает, – я в курсе. Также я узнала, что есть певица Анна Волкова и фотограф Анна Волкова :) Так что метод – не без недостатков. Анна Волкова – имя довольно распространенное.
• Написала эту статью
По сути, данный пост – это открытое письмо кумиру. «Пишите письма кумирам», – говорит Остин, и я пишу. Google Alerts у Остина тоже установлен, поэтому:
Thank you, Austin. I really enjoyed you book «Steal like an artist». Your advices are simple and motivating. I'm looking forward to your new books and art.
Официальный сайт Остина Клеона: austinkleon.com
А что вы по поводу этого всего думаете? Делитесь своими мыслями и источниками вдохновения в комментариях!
Анна ВолковаЧитать дальше...
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:
Аня, спасибо за рецензию! Думаю, многим теперь захотелось прочитать эту книгу! И скажу даже больше, мне захотелось её перечитать снова : ))) И клёвое письмо ты написала Остину, молодец!
ОтветитьУдалитьИриша, благодарю :)
УдалитьДа, нужно почитать, обязательно
ОтветитьУдалитьАня, здравствуй!
ОтветитьУдалитьНет ли у тебя случайно поста со списком всей современной литературы для художников / иллюстраторов , которую ты рекомендуешь? Ну может, не всей, но ТОП-10, скажем?
Вероника, пока нет. Но я подумаю над этим :)
УдалитьДля начала можешь Яну Франк почитать. Она написала несколько хороших книг. У меня самой ее новая книга на очереди к прочтению!
Спасибо, жду пост со списком литературы! :)
УдалитьЯну Франк кое-что читала, еще понравилась Натали Ратковски.
Да, ее книга у меня тоже есть :)
УдалитьКласс, как раз сегодня в рассылке пыталась объяснить разницу между клише и плагиатом. ))))
ОтветитьУдалитьЯ думаю, ты справилась:) У тебя хорошо получается высказывать правду как она есть, это мне нужно через книжки людям объяснять :)
УдалитьПо поводу работы:
ОтветитьУдалитькак вариант устройтесь на такую работу, чтобы вам хотелось с нее сбежать
и тогда вы будете усердно рисовать, как никогда в жизни!
Интересный вариант, но мне все же кажется, что работа хоть как-то должна развивать и помогать внутреннему и профессиональному росту, раз уж приходится на ней проводить большую часть своего времени :)
Удалитьполезная статья и правильная, только я не назвала бы такой способ работы "кражей", есть такой термин,- "пользоваться материалом", - по-моему это оно самое и есть, когда складываются в папочку понравившиеся рисунки, анализируются и т.д. Более того, если не поступать подобным образом, вряд ли удастся сделать что-то стоящее
ОтветитьУдалитьОльга, материалом ведь тоже можно по-разному пользоваться :)
УдалитьНу да воспользоваться с пользой тоже нужно уметь. Мне просто показалось, что в названии книги есть доля иронии.
ОтветитьУдалитьЯ думаю, что название - это отсылка к Пикассо и его цитате :)
Удалить