17 мар. 2014 г.

Про плагиат: что такое хорошо и что такое плохо

Искусство – это кража.

Пабло Пикассо, художник

Давайте поговорим о плагиате. О плагиате, воровстве, заимствовании идей и книге Остина Клеона «Кради как художник». Почему именно об этой книге? Потому что именно ее в последнее время я советую почитать в ответ на вопрос «А что же тогда можно?» после всех моих комментариев на тему «чего нельзя на микростоках». На всякий случай еще раз определимся с этими «нельзя».

Определенно точно нельзя и не поощряется микростоками:

- использовать в своих работах фрагменты чужих работ (это воровство);
- в качестве основы для своих работ использовать чужие фото или иные изображения (это воровство);
- использовать в своих работах чужие шрифты, в лицензии которых не прописано разрешение на коммерческое использование (это воровство);
- использовать в своих работах изображения известных брендов и изображения, защищенные авторским правом (это воровство).

Определенно не стоит, хотя у микростоков и нет четкой позиции по этому вопросу:

- перерисовывать с нуля точь-в-точь чужое изображение (это плагиат);
- перерисовывать с нуля чужое изображение с незначительными изменениями – до 30% (это плагиат). Кто и как, интересно, высчитывает эти проценты;
- загружать на продажу работы, нарисованные по уроку (это плагиат).

Возвращаясь к вопросу: а что же тогда можно? Ведь все давно нарисовано до нас! Очень хорошо границу между воровством и вдохновением описывает в своей книге «Кради как художник» Остин Клеон.

Кто такой Остин Клеон

Что именно можно красть и как это делать правильно, пишет в своей книге Остин Клеон (Austin Kleon). Остин стал известен после публикации в 2010 году своего сборника стихов из газетных статей Newspaper Blackout. Кто не знает – это выглядело примерно вот так:

Примерно.

Сейчас Остин называет себя писателем, который рисует. После первого сборника он опубликовал еще две книги – «Кради как художник» и «Покажи свою работу!». А начинал Остин Клеон свой путь, занимаясь копирайтингом и дизайном. Третьей книги у меня еще нет, поэтому поговорим о второй, тем более что она нам сегодня в тему.

О книге «Кради как художник»

Эта книга является своеобразным компасом для тех, кто немного заблудился в понятиях творчества, вдохновения, плагиата, творческого кризиса и творческого самовыражения.

В книге Остина десять глав и больше тридцати советов. Естественно, не все советы подходят каждому. «Не стесняйтесь: берите то, что хотите, а остальное отбросьте», – говорит автор. Поэтому вернемся для начала к теме воровства в творчестве.

Красть можно и нужно, говорит Остин. Но вот только что красть и как это делать правильно? Вся книга – это один сплошной ответ на этот вопрос. Приведу для наглядности вот эту страничку:

Назовем ее страничкой «Про хорошего и плохого вора»


И так, на всякий случай, внесу ясность: «крадет у многих» – это не значит, что у каждого крадет по иллюстрации. Это значит – пропускает через себя множество иллюстраций, анализирует, что понравилось в каждой конкретной иллюстрации и почему, и в результате создает свою уникальную работу. И не стоит останавливаться на иллюстрациях.


Что особенно понравилось и мои мысли по этому поводу

Понравились мне следующие идеи:

Зачем копировать своих героев и их стиль? На самом деле вам нужно главное – перенять их способ смотреть на мир.

Нет особого смысла просто поверхностно копировать работы авторов, которые вам нравятся. Нужно перенимать то, что действительно важно, – их образ мыслей, их источники вдохновения. Если просто скопировать работу – без понимания ее истоков – это будет банальный плагиат.

Подумайте, а как это применить к микростокам? Да очень просто! Знаете, в чем секрет успешных микростокеров? Они не перестают учиться. Они постоянно развиваются, вкладывают в свое образование и навыки: постоянно посещают семинары своих кумиров, читают книги о дизайне и эффективной организации рабочего процесса, даже мегаворкшопы и касты других микростокеров не пропускают! В результате в топах микростоков появляются свежие интересные работы и уже потом – тысячи пустых копий.

Выход тут в том, чтобы вместо того, чтобы перерисовывать топы, – узнать побольше о людях, которые в этих топах находятся, и перенять их опыт саморазвития. Это не так сложно, как кажется. Многие из них ведут свои блоги, они есть в твиттере, на фейсбуке (ссылки можно посмотреть в аккаунте автора на Shutterstock).

Хорошо делайте свою работу

Очень часто творческие люди делают что-то для количества работ в портфолио (микростокеры часто этим грешат), чтобы угодить клиенту, чтобы закончить уже хоть как-то затянувшийся проект, но ведь Остин прав: наши последние работы отражают наш прогресс. Мы настолько хороши в своей сфере деятельности, насколько хороша наша последняя работа. Часто ли вы об этом задумываетесь?

Будьте хорошими

Благодаря развитию Интернета, мир превратился в большую деревню. Если вы сказали или написали о ком-то что-то плохое, не подумав, – есть очень большая вероятность, что человек об этом узнает. Репутация скандалиста еще никому не сыграла добрую службу. Если честно, вообще не понимаю, зачем тратить свою энергию, оскорбляя других людей.

Сохраняйте хвалебные отзывы

Очень правильная мысль, кстати. Критики в жизни нам хватает и от посторонних людей, и от себя лично. Причем мы – свои самые большие критики. И можно так в этой критике погрязнуть, что руки опускаются что-то делать. В связи с этим иметь папочку с позитивными отзывами о своей работе, чтобы перечитывать их в сложные моменты, когда вообще перестаешь понимать, зачем ты всем этим занимаешься, – самое то. И смысл вспоминается, и силы появляются, и вдохновение :)

Не бросайте основную работу


Хоть я и бросила свою работу, чтобы заниматься микростоками и консультированием, но с этим пунктом абсолютно согласна. По крайней мере, создайте себе «подушку безопасности», прежде чем уходить, или стабильный источник дохода от творчества. Ну и насчет дисциплины Остин тоже прав. Когда я работала в офисе – с дисциплиной проблем не было. Теперь вот приходится книжки читать умные об организации рабочих процессов и борьбе с прокрастинацией…

Результаты прочтения

По отношению книгам (художественные книги – исключение) у меня такая политика: если я не вынесла из книги никаких уроков, не опробовала ничего из того, о чем говорится в книге, если книга не смотивировала меня на какие-то действия, значит, время на ее прочтение было потрачено зря. Поэтому расскажу, что лично я уже сделала в процессе и после прочтения книги.

Завела папку «Украсть»

Теперь в ней каждый день появляется пара десятков понравившихся мне работ. В названии файлов я помечаю, что конкретно мне в работе понравилось: цветовое решение, композиция, шрифт, какой-то элемент, как подана работа и т.д. А потом смотрю на все это и думаю: почему? Почему этот цвет? Почему эта подача? Как я смогу применить это в своих работах?

Завела инстаграм

На самом деле книга дала финальный толчок. Впервые эта мысль появилась у меня на семинаре Джеффа Магнесса «Тренды в дизайне», потом подруга-флорист хорошо отзывалась о сервисе как об инструменте маркетинга. Но я воспринимаю инстаграм, как источник для папки «украсть» :) А еще – это хороший инструмент, чтобы посмотреть, на кого подписаны те дизайнеры, художники и иллюстраторы, которые мне нравятся. Кто является их источником вдохновения.

Учусь рисовать

Мои постоянные читатели знают: рисование от руки – это больная тема для меня. Но сейчас я снова взялась за карандаш и каждый день делаю упражнения из книги «You can draw in 30 days». Кстати, результаты можно увидеть в моем инстаграме :)

Это результат следования сразу двум советам Остина Клеона:

- «Учитесь»;
- «Отходите от монитора, работайте с живыми материалами, делайте большую часть работы руками и только на завершающем этапе переносите все в компьютер».


Настроила Google Alert

В запросах выставила свое имя и название блога. Теперь, если где-то кто-то меня упоминает, – я в курсе. Также я узнала, что есть певица Анна Волкова и фотограф Анна Волкова :) Так что метод – не без недостатков. Анна Волкова – имя довольно распространенное.

Написала эту статью

По сути, данный пост – это открытое письмо кумиру. «Пишите письма кумирам», – говорит Остин, и я пишу. Google Alerts у Остина тоже установлен, поэтому:

Thank you, Austin. I really enjoyed you book «Steal like an artist». Your advices are simple and motivating. I'm looking forward to your new books and art.

Официальный сайт Остина Клеона: austinkleon.com

А что вы по поводу этого всего думаете? Делитесь своими мыслями и источниками вдохновения в комментариях!

Анна Волкова
Читать дальше...


Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:

Предлагаю ознакомиться с аналогичными статьями:



15 комментариев:

  1. Аня, спасибо за рецензию! Думаю, многим теперь захотелось прочитать эту книгу! И скажу даже больше, мне захотелось её перечитать снова : ))) И клёвое письмо ты написала Остину, молодец!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, нужно почитать, обязательно

    ОтветитьУдалить
  3. Аня, здравствуй!
    Нет ли у тебя случайно поста со списком всей современной литературы для художников / иллюстраторов , которую ты рекомендуешь? Ну может, не всей, но ТОП-10, скажем?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника, пока нет. Но я подумаю над этим :)
      Для начала можешь Яну Франк почитать. Она написала несколько хороших книг. У меня самой ее новая книга на очереди к прочтению!

      Удалить
    2. Спасибо, жду пост со списком литературы! :)
      Яну Франк кое-что читала, еще понравилась Натали Ратковски.

      Удалить
    3. Да, ее книга у меня тоже есть :)

      Удалить
  4. Класс, как раз сегодня в рассылке пыталась объяснить разницу между клише и плагиатом. ))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, ты справилась:) У тебя хорошо получается высказывать правду как она есть, это мне нужно через книжки людям объяснять :)

      Удалить
  5. По поводу работы:
    как вариант устройтесь на такую работу, чтобы вам хотелось с нее сбежать
    и тогда вы будете усердно рисовать, как никогда в жизни!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересный вариант, но мне все же кажется, что работа хоть как-то должна развивать и помогать внутреннему и профессиональному росту, раз уж приходится на ней проводить большую часть своего времени :)

      Удалить
  6. ольга барвенко19 марта 2014 г., 12:53

    полезная статья и правильная, только я не назвала бы такой способ работы "кражей", есть такой термин,- "пользоваться материалом", - по-моему это оно самое и есть, когда складываются в папочку понравившиеся рисунки, анализируются и т.д. Более того, если не поступать подобным образом, вряд ли удастся сделать что-то стоящее

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, материалом ведь тоже можно по-разному пользоваться :)

      Удалить
  7. ольга барвенко20 марта 2014 г., 15:40

    Ну да воспользоваться с пользой тоже нужно уметь. Мне просто показалось, что в названии книги есть доля иронии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что название - это отсылка к Пикассо и его цитате :)

      Удалить

Для тех, кто хочет оставить комментарий, но не знает как:

- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
- Выберите Имя/URL. Все-таки приятнее общаться с человеком, чем с Анонимом
- Напишите своё имя, строчку URL можете оставить пустой, а можете добавить ссылку на свой блог или профиль в соц. сети
- Нажмите "Продолжить"
- Напишите все, что хотели написать!
- Нажмите "Публикация"

Будьте терпеливы, комментарии отображаются в блоге только после модерации.

 

Постоянные читатели

Яндекс.Метрика

Большая коллекция уроков Adobe Illustrator вконтакте

Записки микростокового иллюстратора Copyright © 2009-2016 Flower Garden is Designed by Ipietoon for Tadpole's Notez Flower Image by Dapino