Сегодня я хочу представить вашему вниманию новое, очень интересное и полезное интервью с опытными фул-тайм микростокерами – Александром и Светланой, больше известными в Сети под никами Master и Saranai.
Друзья, думаю, будет замечательно, если вы для начала расскажете читателям блога немного о себе :)
Нас зовут Александр и Светлана Широковы. Мы живем в городе Орле. Женаты с 2007 года. Микростоками занимаемся с 2008 года.
Света: я занимаюсь векторной графикой, под заказ и микростоками.
Саша: вектором тоже балуюсь, но больше 3D-графикой, фрилансом, иногда заказывают интерфейсы сайтов. Их делаю в векторе.
Тогда, в далеком 2008 году, наши друзья рассказали нам о микростоках. Идея зарабатывать своими иллюстрациями нам очень понравилась, хотя ни одной нужной программой мы не владели) Пришлось буквально на «камень-ножницы-бумага» решать, кто какую программу будет изучать.
Света: у меня архитектурное образование, поэтому я хотела взяться за 3D Max, но мне попался вредный «Иллюстратор») Изучала его методом научного тыка, было много нервов, недовольства собой и требованиями фотобанков (прозрачности, режимы наложения - всему пришлось сказать «до свидания»), иногда хотелось выкинуть компьютер в окно) Но в итоге я победила! И очень рада, что так все получилось. 3D Max я бы не осилила :)
Саша: мне достался 3D Max. Я уже знал, что эта программа - не из простых. Но ничего, накачал видеоуроков, очень плотно за них сел, и через неделю я уже сделал свою первую модельку. Сейчас уже все машинально. Тут главное упорство.
Света: В итоге спустя, наверное, месяц я прошла экзамен на Shutterstock (10 из 10), сразу же, пачкой проскочила на Istock (даже не успела испугаться) и на все «побочные» банки, типа Fotolia и Dreamstime.
Кем вы работали тогда, в 2008 году? Как много времени у вас ушло, чтобы уйти в фул-тайм? Легко ли далось такое решение?
Света: на тот момент я уже три года работала в инвентаризационном бюро инженером-инвентаризатором. Это была скучная, монотонная работа. Начала я свой микростоковый путь примерно в мае, а уволилась со старой работы в октябре. Это был довольно рискованный шаг, потому что стоки только-только начали давать свои плоды. Но меня очень поддержали мои близкие и друзья. И я очень рада, что получилось именно так. Я рада возможности полностью отдаться творчеству.
Саша: Я проработал до 2010 года. Продавал компьютерные диски, но к тому времени уже моя подработка по два часа после работы сравнялась по зарплате с моей работой по 12 часов в магазине. Грянул кризис, и меня как раз сократили. Я не особо расстроился. Полный рабочий день творчества - это здорово! Уже два года я полностью занят фрилансом и микростоками.
О! Я помню, когда я уволилась, почти полгода просыпалась каждое утро в эйфории, оттого что не надо идти на работу :)
Что чувствовали вы?
Света: Разумеется, работа с микростоками очень похожа на отпуск. Периодически я заставляю себя вспоминать о тяжких трудовых буднях и моментально чувствую прилив счастья, оттого что сейчас я имею возможность жить, как я хочу, и при этом заниматься любимым делом. Наверное, это надо пережить, чтобы понять)
Саша: Прошло два года, но меня до сих пор не покидает чувство, что завтра на работу. Но потом я вспоминаю, что это в прошлом. Такие моменты нельзя передать словами. Свободный график работы - это мечта многих.
Наверняка и свободного времени появилось достаточно. Чем еще увлекаетесь, помимо фриланса и микростоков?
Света: Свободного времени, действительно, достаточно много. И если раньше рисовалось как хобби, теперь это уже по большей части работа, поэтому пришлось найти себе развлечение немного иной направленности. Я очень люблю делать что-то руками, поэтому мною испробованы различные виды рукоделия.
Новым и интересным для нас стало увлечение посткроссингом: это международный обмен открытками. Вот уже больше полугода мы являемся активными участниками) Это очень интересно: новые знакомства, общение с людьми из разных уголков света. Отсюда же вытекло желание печатать свои собственные открытки, сотрудничество с открыточными интернет-магазинами. Также периодически у меня возникают приступы графомании, которые я удовлетворяю в своем «ЖЖ». Ну и, разумеется, рисование для души никуда не делось, ибо я очень это люблю.
Саша: А я, помимо посткроссинга, трачу свое свободное время на онлайн-игры. Я вообще геймер с детства. Играю в WOW и Diablo3. Поэтому, наверное, и радуюсь, когда удается поработать над графикой для игр. Когда совсем руки чешутся - занимаюсь лепкой из глины или пластилина, все-таки 3D-моделирование - моя основная профессия.
Вы увлекаетесь посткроссингом. Значит, у вас уже целая коллекция открыток! Покажете свою любимую? Может быть, есть какая-то открытка, за которой скрывается интересная история?
Коллекция включает в себя уже порядка 150 открыток, и про большинство из них можно рассказать какую-нибудь забавную или трогательную историю. Я люблю истории из серии невероятных) К примеру, как-то договаривались с одной девушкой на обмен открытками, но как-то не сложилось (она поменяла адрес и выпала из переписки). А потом оказалось, что ее адрес мне выпал на официальном сайте (адреса там выдают рандомно) из более чем 320 000 пользователей, и я отправила ей именно ту открытку, которую она хотела у меня выменять. Или вот, например, одному молодому человеку я на открытке от всей души нарисовала его любимого героя мультфильма, а он оказался директором магазина открыток и предложил мне сотрудничать. Любимых открыток у меня очень много, я очень люблю иллюстрации и современных иллюстраторов и художников, но вот эта открытка меня просто заставила пищать от восторга.
Потому что "Алиса в Стране чудес"- моя любимая тема)
Да, Света, я давно заметила, что ты фанатка "Алисы в Стране чудес"! И одна Алиса есть даже в твоем портфолио на «Шаттерстоке». Или уже больше?
Пока одна, но планирую продолжить)) Это, кстати, одна из самых продаваемых работ.
Удивительно, замечательная иллюстрация, но все-таки не самая стоковая…
У вас есть художественное образование или вы из тех людей, которые научили себя всему сами?
Саша: Нет. Рисовать мы начали, можно сказать, случайно, и мечтой детства это не было. Поэтому и учиться изначально пошли не в ту степь.
А «Фотошопу», «Иллюстратору», 3D Max’у мы учились уже сами. Да и вряд ли мы нашли бы нужных учителей в городе. Благо в Интернете есть все. Но нужны мегаусидчивость и самоорганизация. Да мы до сих пор учимся. Сохраняем интересные уроки, смотрим мастер-классы, покупаем книжечки. Нет предела совершенству.
Света: Ну, некоторое уточнение лично про меня: рисовала я все детство и даже поступила в художественную школу. Правда, хватило меня только на полгода. Сейчас иногда жалею об этом, конечно же. Поэтому всему, что сейчас я умею, училась сама.
Я сама с заказчиками напрямую не работаю (писала об этом тут), поэтому в этой сфере поделиться с читателями опытом не могу. Но вы, насколько я знаю, берете иногда и прямые заказы. Расскажите немного об этой практике. Может, были какие-то интересные или даже смешные ситуации, с этим связанные?
Саша: Обычно я работаю с постоянными заказчиками. Там все на мази, практически конвейер. А вот с новыми клиентами иногда приходится попотеть.
Предложили мне однажды сделать в 3D макет города средневекового. Эскиз был на бумажке карандашом. Предыдущего дизайнера только на макет и хватило, а потом он пропал при загадочных обстоятельствах. И почему меня это не насторожило? Оговорили сумму, сроки. Я сделал в точности, как на макете. Выглядело неплохо. Заказчику очень понравилось, но он попросил сделать небольшие поправки и прислал текстовый документ с 25 пунктами поправок. Ну ладно, качество превыше всего, подумал я, и принялся за работу. Сделал в точности как просили. Все понравилось и прислали еще 20 пунктов. Я уже попросил доплату, кое-как договорились. Но прислали еще поправки и еще. Причем были пункты типа: "цветочек нужен другим цветом, домик повернуть, кораблик увеличить, человечков добавить, траву подстричь". И так далее. Всего пришлось создать около 30 картинок. Но и после этого был список поправок, среди которых значилось: "Все же хочется другого решения, не знаю, какого пока, но в реале там бы выглядело как-то не так..." И на этом пришлось работу с этим заказчиком закончить, ибо смысла она дальше не имела. Последнюю стадию работы можно глянуть по ссылке.
Вообще не вижу проблемы работать на заказ, ведь от нежелательных заказчиков можно сразу отказаться. И это даже нужно делать. Хороших клиентов тоже много, поверьте моему опыту.
Света: Еще одна забавная история произошла совсем недавно. Мне написал американский заказчик с просьбой нарисовать силуэт девушки. В качестве примера привел вот эту иллюстрацию. У него было несколько поправок. Например, ему нужно было, чтобы у девушки были видны оба каблука, был выровнен корпус и нужно было увеличить что-то, что мой переводчик перевел как "торец" (чтобы туда вставить две буквы "О" из слова booty). Мы немного поломали голову и решили, что ему нужна была большая грудь :) Когда я показала измененный вариант картинки заказчику, он ответил, что "да, почти все так, только не хватает "расширения сзади". Тут мы призадумались и пришли к выводу, что нужна-то была не грудь, а попа (учите английский сленг!). В общем, после примерно пяти поправок (а в основном они звучали как "Увеличьте, пожалуйста, еще") получилась вот такая тетя, которая полностью удовлетворила заказчика (естественно, это набросок. В итоге получилась чистая векторная картинка). Вот такой смешной случай.
Да, бывает и такое :)
А случалось ли вам видеть свои работы в действии? Так идешь-идешь по городу и - бац! - она, твоя иллюстрация.
По городу - нет. А вот в Интернете встречали. И сами искали (с помощью сервиса Google). Даже статью написали про наши работы в действии.
Здорово! У меня тоже подобная статья есть :)
А бывают ли у вас творческие кризисы? И если да – то как вы с ними справляетесь?
Света: Как человек крайне зависимый от настроения, вдохновения и Музы, могу сказать, что да. Конечно же, бывают. И по опыту знаю, что такие периоды надо просто переждать, заняться чем-то другим. Главное, не насиловать себя, ибо в противном случае результат будет если не нулевым, то очень печальным точно. Ну а для поддержания творческого тонуса могу посоветовать побольше впитывать в себя различную красоту. Это и работы других художников, и какое-то интересное кино, да даже поход в хороший магазин (я всегда замечаю хорошую рекламу и дизайн витрин) - все это так или иначе откладывается где-то глубоко в нас и в итоге дает результат.
Саша: Когда дело касается заказов, то никаких кризисов быть не может. Есть четкие сроки, а я человек крайне ответственный. А вот если нет четких сроков, то уже лень может и напасть. Тогда только вдохновляться, а каждый черпает вдохновение из разных источников. Я люблю искать красоту в играх или концепт-артах.
Спасибо за подсказки :)
Ну и у меня к вам последний вопрос, вернее, два: рады ли вы, что выбрали для себя именно микростоковую деятельность? И что посоветуете тем, кто только подумывает пробовать себя на микростоках?
Саша: Однозначно рад. Нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом и получать за это деньги. А если еще для этого и на работу не надо ходить, так вообще выбор рода деятельности оправдан :) А новичкам я хочу напомнить, что микростоки или фриланс - это все-таки работа. И ее надо делать хорошо и много. За просто так никто платить не будет.
Света: Тем, кто только собирается пробовать или боится пробовать, я могу сказать только одно: оно того стоит! Есть такой интересный тест: представь, что у тебя есть много-много денег, не нужно работать - чем бы ты занялся тогда? То, что в итоге ты выберешь, и есть то, чем ты должен заниматься. Вот я хотела бы рисовать. Ах, да, я же и так рисую)
Спасибо, Аня, за интересные вопросы и интерес к нашей деятельности. Надеюсь, наши ответы кому-то помогут или хотя бы поднимут настроение. Если у кого-то еще остались вопросы, то с нами можно связаться через наш сайт - www.saranai.ru
или через блоги:
master-saranai.livejournal.com
saranai.livejournal.com
Вам – спасибо! Желаю еще больших успехов в вашем творческом деле :)
Анна ВолковаЧитать дальше...
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить ничего нового:
Интересное интервью, спасибо )
ОтветитьУдалитьЗамечательное интервью! Из рассказанного складывается впечатление, что всё случилось довольно легко. Поэтому хочу спросить, были ли всё-таки такие периоды, когда приходилось много и усиленно работать, можно сказать авралить? Или успех пришёл к вам сам собой, по воле случая.
ОтветитьУдалитьТут надо принять во внимание, что временной период все же не год, а около 4. То есть это скорее- очень долгий путь, а не внезапно пришедший успех. Авралить часто приходится с заказами. Стоки все же более расслабленный вид творчества и заработка.
ОтветитьУдалитьВсегда есть периоды, когда приходится много работать. В начале пути даже приходилось жертвовать сном. Потом проще. Работа с опытом делается быстрее, лучше и уже знаешь, что понравится заказчики, а что нет. Но нам нравится такая работа, поэтому неправильно сказать, что было тяжело.
ОтветитьУдалитьЛюблю читать такие интервью, вдохновляет на дальнейшее развитие)
ОтветитьУдалитьДа, очень мотивирует! Ребята большие молодцы!
ОтветитьУдалить