Решила возродить рубрику «Рекомендую почитать». Правда, немного в другом контексте: если раньше в этой рубрике можно было найти полезные ссылки на статьи о микростоках, то теперь тут будут обзоры не менее полезных книг по дизайну, иллюстрации и организации творческих рабочих процессов. Будем, друзья, с вами учиться у лучших! По моему скромному мнению, дураки книги не пишут. По крайней мере, полезные книги :)
На днях мне пришли две чрезвычайно интересные книжки, которые хотелось бы вам порекомендовать.
Сегодня речь пойдет о «Визуальных заметках» Майка Роуди. Майк Роуди – дизайнер, иллюстратор, скетчноутер. Он проиллюстрировал несколько бестселлеров, после чего выпустил свой бестселлер – книжку, которую интересно не только читать, но и рассматривать! Рассматривать – даже скорее более правильный термин. «Визуальные заметки» – это практическое пособие по интересному, набирающему все большую популярность направлению в дизайне – скетчноутингу. Такие практичные книжки-пособия в последнее время – моя слабость.
Что такое скетчноутинг
Скетчноутинг – это создание визуальных заметок, состоящих из рукописного текста, рисунков, различных схем и графиков. В скетчноутинге активно используются такие графические элементы как стрелочки, рамки, типографика, разделительные линии и т.д. И все это для того, чтобы ярче и интереснее выразить на бумаге различные идеи: придуманные, услышанные на лекциях и семинарах, возникшие в процессе прочтения книг или просмотра фильмов.
Небольшое отступление
(тут я немного возмущаюсь и признаюсь в своей любви к книгам)
Книга Майка Роуди начинается с напоминания о том, что все мы в детстве рисовали. И это единственное мое нарекание к автору.
Вот интересно: почему авторы всех книг, связанных с рисованием, пишут о том, как естественно для человека рисовать, и отсылают нас в наше детство? Ну не рисовала я в детстве! Начала рисовать уже только когда на микростоках зарегистрировалась, и то только в Adobe Illustrator. Есть тут такие, кому, как и мне, книги попались на глаза раньше, чем карандаши – в руки? Как только я научилась читать, мне уже не было дела до рисования. Да если честно – мне больше ни до чего не было дела. Дайте мне книжку в руки и оставьте меня в покое – девиз моего детства.
Это уже в более зрелом возрасте я поняла, что книги могут не только уносить в далекие прекрасные миры, – книги могут также научить нас, как наиболее интересно и ярко прожить свою жизнь в этом мире, книги могут научить понимать людей вокруг себя, книги даже могут научить готовить! Да, я книжный маньяк, и даже готовить училась по книгам сначала, а потом на практике.
О пользе создания визуальных заметок
Скетчноутинг кажется мне довольно увлекательным и полезным занятием. И мышление визуальное развивает, и концентрацию, и помогает запомнить наиболее важную информацию, а еще – это может очень скрасить досуг на скучном мероприятии и сделать еще ярче мероприятие интересное.
Недавно была на двух таких интересных лекциях (одна из них – по дизайну, ждите отчет) и прямо так и жалела, что не приступила еще к практической части книги, – может, уже бы вовсю делала визуальные заметки! Сидела там и, вместо того чтобы слушать, представляла себе, как бы я с блокнотом и ручкой, непременно креативно, зарисовывала бы самые основные идеи :)
Ну да ладно, диктофон – тоже хорошая штука. Это будет мое практическое задание – после прохождения всех упражнений из книги Майка Роуди сделать визуальные заметки по этим двум лекциям. Потом, может, выложу, что получилось.
Надеюсь, все выйдет и без детского рисовательного опыта. Тем более что для скетчноутинга главное – это выражать идеи визуально. Рисунки для этого не обязательно должны быть гениальными.
Как создавать скетчи
Что мне понравилось, так это то, что не существует «правильного» или «неправильного» способа создавать скетчи. Тем не менее, в книге немало упражнений. Вся седьмая глава посвящена выработке навыков создания скетчей: как рисовать все на свете, используя базовые пять элементов, как составлять свою визуальную библиотеку, как ярко и интересно визуализировать метафоры. Вот проделаю все упражнения и разрисуюсь как-нибудь :)
Сейчас я – на этапе вторичного прочтения книги. Первый раз прочитала, чтобы понять, что к чему, что за скетчи такие, для чего нужны, какие бывают. Теперь второй раз «читаю» – изучаю внимательнее теорию, долго и с удовольствием рассматриваю каждую вкусно сделанную страницу, особенно нравятся примеры визуальных заметок с советами от практикующих дизайнеров и иллюстраторов из разных стран мира. Их скетчи можно найти в конце каждой главы. Уже при третьем прочтении возьму в руки ручку и блокнот и буду делать упражнения. Да, вот такая черепаха! Хотя я предпочитаю термин «основательная» :)
Кстати, пока я тут только раскачиваюсь, Роман уже выполнил все упражнения, нарисовал на каких-то попавшихся под руку клочках бумаги свою визуальную библиотеку и сделал первый скетч в стиле визуальных заметок для своего ЖЖ!
Так как я в этом скетче косвенно присутствую, то без зазрения совести утащила его сюда :) Вот:
На русский язык книгу перевели в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». На мой взгляд, с задачей этой непростой они очень даже хорошо справились.
А вы что думаете об этой книге – в частности и о такой вещи, как визуальные заметки, – в целом? Признавайтесь, кто разрисовывал парты на уроках? Рисовал комиксы на лекциях, вместо того чтобы конспектировать? Писал приличные или неприличные слова и рисовал картинки на заборах?! Ведь со всего этого и начался скетчноутинг :)
P.S. У автора книги Майка есть личный сайт: rohdesign.com, где он выкладывает свои новые скетчи, и сообщество скетчноутеров The Sketchnote Army, где все желающие могут делиться своими скетчами.
Всего доброго,
Анна Волкова
Отличная рецензия, Аня, спасибо за отзыв : )
ОтветитьУдалитьТебе спасибо за наводку :)
УдалитьОчень понравился Ромин рисунок ))))
ОтветитьУдалитьСпасибо :)
Удалить